Что такое гревел байк?
Гравел-байк — велосипед не только для гравия
Gravel {гравэл} — гравий в переводе с английского. Гравел-байки или “гравийники” это велосипеды, построенные для езды по гравийным дорогам сабурбана и глубинки. Гравийный велосипед по строгой классификации относится к разряду шоссейных. Его ближайшие родственники — циклокросс и гибрид.

Фото 1. Гравел-байк в деле
В чем новизна гравийного байка?
Чтобы понять суть гревел-байка, достаточно знать его родословную:
- Шоссейник породил циклокросс для езды по разному асфальту и иногда по проселочным дорогам
- Циклокросс породил гравийник для езды по проселочным дорогам и иногда по асфальту
- Велогибрид - двоюродный брат гравийника, результат скрещивания шоссейного и горного велосипедов.
В этом контексте лучше сказать не “чем отличается от…” а “чем похож на…”, потому что гравийник взял лучшее для определенного стиля катания.

Фото 2. Гравийный велосипед на природе
Очень важный момент. При словах “гравийная дорога” российский житель представляет офф-роад, присыпанный шлаком, а “гравийный велосипед” - что-то между мотоциклом эндуро и багги. Гравийные дороги на западе, на родине этих велосипедов, это абсолютно ровное покрытие, которое отличается от асфальта только структурой поверхности.
Основные приметы породы “гравел-байка”:
- жесткая вилка
- хардтейл
- колесная база короче дорожного, но чуть длиннее циклокросса
- руль bull-horn или “баран” во всех его разновидностях
- “жирные” покрышки вплоть до полуфэта, и не обязательно “злые”, бывают и слики
Далее мы углубимся в отличия и схожесть с собратьями по корневому классу (шоссейные) и разберемся, так ли был нужен новый подкласс.
Отличие гравел-байка от циклокросса
Зададим встречный вопрос: зачем нормальному человеку вообще нужны другие виды велосипедов, если есть горные и двухподвесы? Ведь на них можно проехать везде - и по асфальту и по офф-роад и с горы и в гору?

Фото 3. Гравйиный и циклокросс на бездорожье
И сами себе ответим: в российской глубинке, возможно, так и есть — только горник и только хардкор. Однако там, где есть выбор дороги, есть и выбор типа транспорта. Гравийный байк построен чтобы быстро и долго ехать по ровной, но не асфальтированной дороге. Например, в Финляндии такие дороги проложены в лесах.
Соответственно, при таком стиле:
- нет скачков по кочкам — убираем пружины и аморты
- едем быстро, значит посадка гоночная — ставим руль-баран и поднимаем седло
- нет препятствий вроде бордюров и канав - опускаем каретку и весь педальный узел, заодно придаем устойчивость благодаря понижению центра тяжести
- нужна маневренность на горных тропах - оставляем короткие перья
- все-таки гравий это не асфальт даже в Европе - ставим покрышки шириной 35-50мм
Возникает вопрос. Если мы поставим на циклокросс широкие шины, у нас получится гравийник? Ответ: да, но только на 90%. Большинство производителей “приподнимают” каретку относительно циклокроссовых моделей по причине несовершенства гравийной дороги. Но не все и не всегда.

Фото 4. Резина для велосипедов
Дело в том, что, заходя далее ширины покрышки и рисунка протектора, мы попадаем в дивный мир тонких настроек, нет, не велосипеда — пилота. Если для Вас имеет значение разница 20мм позиции каретки в геометрии рамы, до добро пожаловать в велогурманы. Здесь значение имеет не название класса, резины, руля, байка, а только собственные ощущения от катания.
Особенности гравийного велосипеда
Здесь мы коротко похвалим и пожурим весь испытуемый класс, потому что идеального велосипеда так еще и не изобрели.
Плюсы
- малый вес — в среднем гравел весит около 12 кг
- многофункциональность — это настоящие легкие вездеходы
- современные - всегда укомплектованы дисковым тормозом и универсальными шинами
- маневренность — эффект от малой колесной базы
- надежность — класс гравийников начинается от 3-го
Минусы
- высокая цена
- жесткость подвески (точнее ее отсутствие)
- из-за спортивной посадки долго не поездишь (если не спортсмен)
Есть еще одна “примета”, по которой можно распознать этот подвид: обычно, если рама из металла (сталь, алюминий, титан), то вилка почти всегда - карбоновая.
В целом этот вид велосипеда можно характеризовать как неприхотливый проходимый и легкий байк на все случаи жизни.

Фото 5. Гравел-байк для любой дороги
Производители и ТОП-10 гравел-байков
Наряду с хорошо знакомыми российскому велосипедисту брендами: Giant, Merida, Format, Kellys, этот вид байков производят такие экзотические бренды, как Genesis,Specialized, Raleigh, GT, Kinesis, но дальше обо всем по порядку. Мы составили рейтинг исходя из доступности моделей в РФ, потому что больше половины всех гравийных велосипедов мира производятся в США, там же и распродаются.
Giant ToughRoad GX SLR 2 — образец для подражания всем производителям “гравел-байков”. Третий класс, 5 размеров ростовки, колеса 28 дюймов и вес 11,2 кг.
Merida Silex 300 — также близка к эталону и отличается алюминиевой рамой. Предпрофессиональный класс оборудования Shimano, VP, FSA и Merida.
Merida Silex 700 — начальный профессиональный класс в черной раме весом всего 9,7 кг. Гидравлические дисковые тормоза, колеса 28 дюймов.
Giant Revolt 2 — можно приобрести в алюминиевой или карбоновой раме, бескамерная резина и опция скрытой прокладки тросиков.
Trek Checkpoint — американский байк с подвеской IsoSpeed Decoupler, которая дает амортизацию при езде и невиданную плавность хода.
Cannondale Topstone — его можно сразу угадать по нетипичной форме и расположению заднего верхнего пера — оно выглядит изломанным. Имеет интегрированный руль и подвеску KingPin — вполне комфортный гравийник.
Raleigh Mustang Elitе — на алюминиевой раме 6061 оснащен карбоновой вилкой. Кассета на 11 скоростей и единственная ведущая звезда на 44 зуба — идеальный вариант для байка широкого назначения.
Felt V85 — ближе к профессионалам, чем к любителям. Эту модель любят использовать велогонщики для тренировок в условиях пригорода.
Kinesis Tripster ATR - Adventures, Tourism, Racing! - вот девиз этой модели. Такие байки называют “приключенческими”. У него - неприлично заниженная каретка, только титановая рама и вес менее 10 кг. Цена может укусить.
The Light Blue Robinson Rival - чистокровный британец, собранный для чередования асфальта, гравия и бездорожья. Имеет отличный баланс, устойчивость на дороге и является объектом интереса со стороны туристов.
Наш ТОП имеет обзорно-ознакомительный характер, потому что в случае с гравийными велосипедами критериев оценки слишком много, чтобы утверждать, что есть “лучшая в мире” модель.
Наименование |
Вес, кг |
Диаметр колес, дюймов |
Рама |
Цена, тыс.руб (июнь 2020) |
Giant ToughRoad GX SLR 2 |
11,2 |
28 |
алюминий |
75.000 |
Merida Silex 300 |
9,9 |
28 |
алюминий |
75.000 |
Merida Silex 700 |
9,7 |
28 |
алюминий |
95.000 |
Giant Revolt 2 |
12,1 |
27,5 |
карбон или алюминий |
110.000 |
Trek Checkpoint |
10,4 |
28 |
карбон или алюминий |
100.000 |
Cannondale Topstone |
11,2 |
29 |
карбон или алюминий |
80.000 |
Raleigh Mustang Elitе |
12,1 |
27,5 |
алюминий |
95.000 |
Felt V85 |
10,5 |
28 |
алюминий |
120.000 |
Kinesis Tripster ATR |
9,2 |
29 |
титан |
135.000 |
The Light Blue Robinson Rival |
14,2 |
27,5 |
сталь |
140.000 |
Бюджетный грэвел байк
Первые gravel-bike были созданы в США для гонок по гравию. Поскольку в России ровные гравийные дороги, скажем так, не очень распространены, то и велосипеды для них попадают к нам, будучи в ранге профессионального оборудования для гонок. А это, как и циклокросс, не бывает дешево.

Фото 6. Спортивный гравел-байк
Но что делать, если бюджеты российские, а американский байк все же хочется? Вот подборка гравел-байков для начинающих и по самым низким ценам.
- Stinger Stream Evo 28" - 46.000 рублей
- ChapelliI CX 11ск - 50.000 рублей
- Merida Mission CX100 SE 700C - 65.000 рублей
- Shulz Wanderer - 40.000 рублей
- Merida Mission J CX (подростковый) - 38.000 рублей
- Format 5221 - 58.000 рублей
Основной фактор удешевления: почти все “бюджетники” собраны на стальной раме, из-за этого их вес взлетает до 19 кг, а также имеют оборудование начального класса.
Фото 7. Stinger Stream Evo 28"

Два совета напоследок
Первый. Как выбрать gravel-bike? Так же как и другие разновидности — по своему росту, весу и удобству посадки.
Второй. Это скорее лайфхак. Все крупные магазины велотехники делают серьезные распродажи моделей прошлых лет, где достойный байк можно приобрести за вполне скромные деньги. Так, например, прямо сейчас можно найти Giant ToughRoad SLR 2 за 62.500 рублей.
Без сомнений, на гравийном велосипеде можно проехать везде, да и нести его на себе не так тяжело, как горный, дорожный или туристический байк.

Фото 8. Гравйиный байк