Правильно выбрать покрышки для велосипеда — важная задача, вопрос безопасности и возможности полноценно использовать этот вид транспорта. Оболочка колес обеспечивает качественное сцепление с покрытием, проходимость и устойчивость, а при грамотном выборе помогает сделать усилия велосипедиста оптимальными для разгона и поддержания скорости.
При выборе велосипедных шин необходимо учесть ряд критериев, позволяющих купить оптимальный по типу и функциональности вариант. Основные параметры для подбора:
- тип шины — от него зависит простота и надежность установки на колесо;
- тип протектора — определяет качество сцепления, управляемость и способность велосипеда проходить по неподготовленным поверхностям;
- размер покрышки — критически важен, так как именно от него зависит сама возможность использования на колесе определенного типа;
- материал, технология изготовления и производитель имеют значение при выборе, так как этими особенностями определяется долговечность и качество шин.
Разберем эти критерии подробнее, чтобы вы могли составить представление о предмете и построить на нем свой выбор.
Конструкция материалы велосипедной шины
Велосипедная шина или покрышка состоит из нескольких взаимодействующих компонентов, расположенных послойно, образующих эластичную и прочную структуру. Основу составляет каркас из нескольких слоев каучука или композита, прошитый кордовыми нитями для придания прочности. На него методом вулканизации (горячего склеивания под давлением) нанесен протектор, непосредственно контактирующий с покрытием или грунтом. Для установки на колесо предусмотрен бортировочный трос, защищенный износостойким слоем — он жестко удерживает шину на ободе. Конструкция велосипедной покрышки может изменяться, но принцип остается общим.
При изготовлении велошин используется каучук (синтетический или натуральный), композиты и полимеры. Составы на основе каучука считаются близкими к оптимальным по соотношению прочности и эластичности. В зависимости от требований к типу велосипеда шина укрепляется синтетическими (кевларовыми) или металлическими нитями. Для среднего любительского велосипеда достаточно плотности от 24 до 26 стежков на дюйм (TPI). Для шоссейных моделей требуется большая плотность — до 130. Профессиональные гоночные велосипеды оснащаются шинами с показателем от 250 до 320 TPI.
Эластичность и виды протектора велосипедной резины
Эластичность (мягкость) влияет на сцепление с дорогой. На грунте хорошо работают мягкие шины с протектором, на твердом покрытии дорог компаунд велопокрышки должен быть выше, самые жесткие изделия используются для трековых и гоночных моделей. Ездить с ними по грунту и даже по асфальту опасно, можно потерять устойчивость.
Правильный выбор протектора — это ваша безопасность. Поэтому следует учесть профиль использования велосипеда:
- слики — гладкие или с почти незаметным протектором шины для асфальтовых и бетонных покрытий, небольшим пятном контакта и минимальным сопротивлением в движении;
- полуслики — универсальное решение с протектором, водоотводящими канавками и грунтозацепами, подходящее для дорог с покрытием и грунтов;
- шипованные — для грязи, снега, грунта или укатанных поверхностей (в зависимости от размеров и формы шипов), обеспечивают хорошую проходимость, но тяжело идут по асфальту;
- зимние — для льда и снега, в том числе гладкого уката, с разными типами шипов.
В зависимости от типа велосипедная шина может конструктивно отличаться по способу установки. Клинчерные покрышки универсальны, это классический вариант крепления на ободе с бортировочным тросом. Плотные трубчатые шины высокой плотности нужно приклеивать на обод. Бескамерные — под обода определенной формы. Этот тип велосипедной резины может иметь наполнитель. Перед покупкой необходимо убедиться, что изделие подойдет к колесам.
Размеры покрышек на колеса велосипеда
Правильный выбор велопокрышек по размеру критически важен для возможности их использования. На каждой шине существует маркировка ISO, указывающая в первом числе ширину, а во втором посадочный диаметр по ободу. Имеется маркировка стрелкой — это направление вращения. При первом выборе может возникнуть путаница, так как измерение возможно в дюймах и сантиметрах (миллиметрах). Для горных и туристических велобайков применяется шина шириной 5 см. Для спортивных моделей предусмотрена ширина до 2 см. Повторимся — возможно, что параметр указан в дюймах!
Размер велосипедной покрышки по диаметру может отличаться в зависимости от метода измерения — по ободу или внешней поверхности, что зависит от высоты протектора. Наиболее распространенные стандарты по ободу — 406 мм, 507мм, 559 мм и 622 мм. По внешнему диаметру возможны варианты: 20, 24, 26, 27.5, 28, 29 дюймов. Не имея опыта, можно запутаться — рекомендуем советоваться с продавцом или выбирать шины, имея при себе колесо.